загрузка...

Название сериала: The Sopranos / Клан Сопрано
Сезонов: 6 (86 эпизодов)
Год: 1999-2007
Автор: David Chase
Роли: James Gandolfini, Edie Falco, Michael Imperioli, Lorraine Bracco, Steven Van Zandt и другие

19 июня 2013 года в киномире произошел шок - умер Джеймс Гандольфини, один из самых титулованных италоамериканских актеров, наиболее известный по главной роли в мега-сериале The Sopranos (Клан Сопрано). Сериал принес Гандольфини три Эмми и три премии гильдии киноактеров США за лучшую мужскую роль, не считая прочих заслуг и наград. Джеймс Гандольфини играл роль мафиозного босса в течение шести сезонов, с 1999 до 2007 года, при этом выполняя работу так изумительно правдиво, что в итоге превратился в почетного двойника своего знаменитого персонажа. Многие актеры опасаются сериалов, т.к. многолетние контракты цепко опутывают артиста юридическими щупальцами, а напряженный график съемок не дает шансов переключиться на другой проект или попробовать сняться в другом фильме. Гандольфини не побоялся "сгореть" и испортить себе карьеру. Множество актеров пробовалось на роль Тони Сопрано, но теперь трудно представить, что она досталась бы другому.

Роль была словно создана для Джеймса Гандольфини - сам из Нью-Джерси, превосходно владеющий языком и всеми нужными интонациями данного социального слоя, из рядовой итальянской семьи, он пронзительно реален - огромный, могучий, с тяжелой, но изящной этакой медвежьей пластикой, с широкими залысинами, тесно сжатым ртом и колючими глазами, в одно мгновение способен то впасть в дикую ярость и крушить все вокруг, то вдруг обратиться в лукавого, доброго дядьку. Тони един во многих лицах - настоящий американец, типичный обыватель, отец семейства, он же потомственный рэкетир, именем которого пугают детей, безжалостный гангстер, стягивающий дань с местных территорий, судья и палач, которому судьба подкинула дьявольскую задачу - стать хранителем архаических традиций двухсотлетней каморры в современных 2000-х, чья жизнь и судьба воплотилась в нескончаемый, жутковатый и живописный гротеск.

По разным причинам сериал не получил особой известности в России и со-ментальных странах - можно предположить, что частично виной тому был несообразный перевод тех копий, которые поначалу наполнили рынок. Оставшийся анонимным переводчик не утрудил себя выяснением местных реалий и словечек, поэтому диалоги превращались в абракадабру, и понять смысл повествования было невозможно в принципе. Там, где персонаж заявлял на английском: "нужно пойти и укокошить этого козла", на русский переводилось как "домашние животные в больнице запрещены". В целом получался сложный наркотический бред, вызывающий у зрителя легкое недоумение и интересу к сериалу не способствующий. В то же время украинская адаптация первых сезонов Клана Сопранос, показанных в 2010 на украинском телеканале ICTV, была превосходна. Впоследствии появились пристойные переводы, в том числе фирменный гоблинский, но это не слишком помогло делу. Кроме некоторых увлеченных любителей, Сопранос так и остались в России непонятыми. Для русского зрителя фильм был непривычным, культурно чужим, непристойно долго углубленным в малоинтересные детали.  Наш человек привык к собственному американскому кино, которое он называет голливудщиной, над которым посмеивается, увлеченно поругивает, но смотрит с неизменным удовольствием - там все понятное, родное - героика, стрельба, взрывы и поцелуи под занавес. Атмосферная сатира Сопранос, родом из американских политических, социальных и этнических реалий, большинству из нас оказалась чужда и неинтересна.

The Sopranos / Клан Сопрано
Чисто из любопытства, мы включим пилот, в ожидании некого забойного сюжета в духе мафиозных лент, с изрешеченными автомобилями и дымящимися стволами. Скрепя сердце, мы даже вытерпим заставку, где мелькают придорожные виды, снятые из окна автомобиля, когда герой выезжает из Линкольн Тоннеля и направляется в свою усадьбу в пригороде Нью-Джерси. В этом штате Тони и живет и работает, ведь в наши времена мобстеру нельзя просто так себе разбойничать, приходится изображать добропорядочного члена общества. Официально Тони Сопрано - менеджер мусорного завода.. К концу 90-х, пережив сложную эволюцию в попытках выжить в современном мире, мафия затейливо мутировала, и сбор мусора превратился в жирный доходный бизнес, ценимый мафиози не менее, чем традиционные проституция и крышевание. Пока Тони направляется домой, мимо проносятся улицы, дома, индустриальные пейзажи, дым из труб и т.п. К чему это и зачем? Далее герой трет о своих проблемах с докторшей. Какие-то утки в бассейне и разговор на кухне с домашними. Понемногу зритель переполняется недоумением. А где стрекот пулеметов? Где разлетающиеся куски тел? Самые нетерпеливые бросают на утках, но мы вытерпим даже до разговора Тони со своей старенькой мамой о каких-то итальянских певцах. Теперь можно с чистой совестью выключить этот отстой.
 The Sopranos / Клан Сопрано

О чем, собственно, Сопранос и отчего поднялась шумиха вокруг этой семейной оперы, скрещенной с жестким нуаром? Во-первых, это самый прибыльный сериал в истории. Никогда из зрителей не удалось выжать столько бабосов. Во-вторых, это самый качественный сериал в истории сериалов. Тут надо понять, что вместе с Cопранос в сериальный мир пришел артист. Сериал стал ареной высокого кино, поднялся на эту вершину. Ранее, в до-сопраносовском мире, жанр сериала считался жанром низкого плана, второсортного, удовлетворяющего не слишком тонкие вкусы масс. Говоря о сериале, серезный критик чуть заметно морщился - не этому ремеслу покорять Олимп Искусства. После Cопранос все эти мифы подверглись пересмотру. Планка качества сериала была поднята, и всем последующим сериальщикам приходится сверять свои возможности с той высотой, которую взяли Сопранос.

The Sopranos / Клан Сопрано

Стандарт качества съемок - работа артистов, сценарий, операторский стиль и т.п. - все это было настолько выше даже самых обласканных телевизионных шоу того времени, что и зрители, и критики пришли в ступор. До тех пор никто не подозревал, что сериал может быть таким.. ну, как настоящий фильм, скажем. Эти форматы были несравнимы, как несравнимы асфальтовый каток и спортивный автомобиль. Никто не делал до этого настолько прекрасные асфальтовые катки, от езды на которых можно получать эстетическое наслаждение. Это было и бессмысленно, и незачем, тем более что у сериалов был свой преданный зритель, которого устраивал принятый на тот момент стандарт качества. После Сопранос сериалами заинтересовался новый зритель, который ранее жевал травку на других кино-пастбищах, зритель более чувствительный, требовательный и изощренный. Новый зритель потребовал новых, подобных Сопранос зрелищ и таким образом родил новый рынок. Почуяв свежую кровь, на поле ринулись активные и дерзкие, воспитанные на культуре Сопранос. ТВ-каналы принялись инвестировать в амбициозные и рискованные драматические проекты. Новые имена и серии росли как на витаминах - Дэйвид Саймон (The Wire, Treme), Мэтью Вайнер (Mad Men), Джэнжи Коэн (The Weeds), Винс Джиллиган (Breaking Bad), Дмитрий Липкин (Hung), Даг Эллин (Entourage) и др.

Сопранос начинаются с Дэйвида Чейза, собственно говоря, ключевой фигуры в разработке сериала. Телевизионщик Дэйвид Чейз - человек не просто увлеченный, а неистовый фанатик мафиозной темы. Чейз - генеральный автор и идейный движитель сериала, от кастинга до декораций. Фактически Сопранос - его собственная жизнь.
The Sopranos / Клан Сопрано

Детство и юность Чейза прошло в Нью-Джерси, где со времен "сухого закона" держал мазу клан семьи ДеКавальканте - прототип вымышленной семьи ДиМео из Сопранос. Еще в молодости Чейз основательно набрался ярких впечатлений, относящихся к местным итальянским бандам и типажам из местной каморры, а мафиозные фильмы были его страстью. Разумеется, Чейз и сам из итальянцев, его настоящая фамилия - ДеЧезаре. Считается, что автор Сопранос щедро наполнил сюжет событиями из собственной жизни - отношения с матерью отразились в конфликте Тони и Оливии Сопранос, отношения с психоаналитиком - его собственные посещения доктора и так далее. Название сериала подсказала Чейзу фамилия его одноклассников. Поначалу планировался настоящий фильм - во всяком случае, сценарий писался для полнометражки, но материал был настолько богат и соблазнителен, сюжетные линии так и просились в многосерийный формат, что в итоге Чейз решился на более существенную разработку.

Сценарий был предложен всем крупным американским каналам, после чего выяснилось, что желающих рисковать практически нет. Платный канал HBO оказался единственным телеканалом, способным на тот момент вывести в эфир такую неоднозначную работу. Сила HBO состояла в деньгах его абонентов, которые оплатили показ Сопранос и в итоге не прогадали, получив эпохальное кино. При этом канал заработал одиозную репутацию и миллионы долларов, т.к. количество подписчиков после первого сезона увеличилось в разы. Чудесный звон сыплющихся в кассу монет подтолкнул HBO к новым рискованным вложениям, однако далеко не все из новых проектов оправдали ожидания, а уж забраться на те божественные эмпиреи, где находятся Сопранос, не удалось до сих пор никому.

Немало трудов ушло на то, чтобы текст, который изначально мыслился как сценарий к фильму, превратился в тот Сопранос, который мы знаем сейчас. В написании серий главную роль играл сам Дэвид Чейз, который написал 30 эпизодов, а в общем над сценариями работало 22 писателя - из них Майкл Империоли (актер, исполнивший роль Криса Мольтисанти) написал 5 эпизодов, Мэтью Вайнер (создатель "Рекламщиков") написал двенадцать эпизодов, и т.д. Авторам была дана значительная по тем временам свобода самовыражения и возможность экспериментировать в поисках новых идей. Мэтью Вайнер говорил, что только в Сопранос можно было позволить себе длительные "немые" сцены в сценарии, что в обычном коммерческом кино жестоко пресекалось, приравниваясь к возмутительному бунтарству и пустой тратой кинопленки.

Знающими людьми утверждается, что каждая строчка проходила контроль у Дэвида Чейза, который был главным редактором всех скриптов, и вклад его в чужие сценарии других авторов весьма значителен. Все аспекты производства сериала находились под его неусыпным глазом, он вникал в каждую мелочь и его решение было окончательным и обязательным для всех. Именно Чейз ввел в команду талантливого, хотя на тот момент не слишком известного оператора Алика Сахарова, эмигрировавшего в штаты из Узбекистана. Знаток и поклонник работ Андрея Тарковского, Алик снял тридцать восемь сопраносовских эпизодов, признаваясь впоследствии, что Чейз был неумолим по части качества съемок - это должно быть не хуже, чем в настоящем фильме, никаких скидок. Самого Алика можно увидеть в десятом эпизоде третьего сезона, где он сыграл небольшую роль "Агрона", бухгалтера русской криминальной группировки. После удачной работы в Сопранос Алик Сахаров прочно обосновался на канале HBO, работая над лентами Рим, Секс в Большом Городе, Игра Престолов и др.

Когда пришло признание, на Сопранос обрушился рекордный шквал призов и почестей. Список всяких премий длиною примерно с километр: двадцать одна (!) премия Эмми в ста одинадцати (!) номинациях, двенадцать премий Ассоциации телекритиков, пять Золотых Глобусов и т.п. Все призовые команды спешили одарить сериал и заверить мир в своей лояльности по отношению к революционному кино, а эксперты запротоколировали череду свежих подходов и приемов.
Кинематографический стиль Сопранос невероятно сочетал черты традиционного мыла и ганстерского жесткача с экстравагантностью и куражом, напоминающих фильмы Ф. Феллини. Типичные для телевизионного формата невинные семейные сцены дерзко сочетаются с жутью, кровищей и кладбищенским юмором. Эта амбивалентность отражает сложную и противоречивую структуру сопраносовского мира, где тайное общество бандитов и убийц, живущих по своим неписанным законам уже лет двести, вынуждено существовать в современном открытом мире, вписываться в существующие порядки и реалии.
The Sopranos / Клан Сопрано
Итало-мафиози и их приключения пользуются особенной любовью у режиссеров и продюсеров, это излюбленный поджанр "гангстерских" фильмов, тематика исключительно заманчивая и визуально богатая, при этом жадный интерес к ней со стороны публики гарантирован. Целые поколения американцев выросли на мафиозных фильмах, среди них самые значительные - "Крестный Отец", "Неприкасаемые", "Нарушитель порядка" и т.д. являются знаковыми, породившими узнаваемую мафиозную субкультуру. Именно из этой субкультуры выросли Сопранос, там идейные корни сериала, оттуда проистекает множество символики, сюжетных подходов, пародий, шуток и так далее. Без знакомства с предысторией многое в сериале будет непонятно и странно. Персонажи часто цитируют Крестного Отца, переглядываясь и иронизируя на эту тему. Им-то, настоящим наследникам и живым членам мафии, популярность самих себя в американской культуре кажется особенно смешным. Подсчитывая пачки бабосов после рабочего дня, мобстеры с удовольствием потешаются над доверчивыми американскими зрителями, которых кормят сказками политики и режиссеры. Ребята из команды Тони уж точно знают правду, они родились с этой правдой, им жить с ней и умирать.
The Sopranos / Клан Сопрано
Кино на экране так удивительно приблизилось и переплелось с жизненной правдой, что открывающаяся нам картина вызывает определенный шок. Характерно, например, что актер Тони Сирико, исполнитель роли Поли Галтиэри, дал согласие на роль в сериале только при условии, что его персонаж не окажется стукачом. До того, как стать актером, Тони собственно и был мобстером из клана Коломбо в 70-х, неоднократно судим и тянул срок.

 
Сериал насыщен ироническими комментариями по поводу политических, правоохоронных и др. аспектов американской жизни, порой исполненных так хлестко и желчно, со страшной безжалостной правдоподобностью, что наив и героика гангстерского формата без остатка растворяются в ядовитой сатире. Характерны кадры, когда Тони обрабатывает задницу члена законодательного собрания Рональда Зеллмана ремнем, взревновав к своей бывшей любовнице, славянской красавице Ирине (актриса Оксана Лада (Бабий) родом из Ивано-Франковска). Что поделаешь, прикипел сердцем гангстер к украиночке.
The Sopranos / Клан Сопрано

Кстати же персонажи родом из постсоветского пространства чудесны и правдоподобны до истерики, и любовница Ира по случаю может навернуть такой сермяжный мат-перемат, что приходится судорожно искать пульт, чтобы убавить громкость. Чудесна российская актриса Алла Клюка в роли одноногой Светланы, пергидрольной блондинки-эмигрантки, чья энергия и способность выживать при любых обстоятельствах поразила и где-то даже помутила дух главного героя.

The Sopranos / Клан Сопрано
Любовь Чейза к горячей и пульсирующей правде жизни явилась причиной того, что персонажи других этносов и пространств в Сопранос заговорили исключительно на своем родном языке, никаких хорватов и словаков в роли русских. Бандиты и отморозки вдруг перестали выражаться литературным стилем, перейдя на привычный им городской жаргон, а школьники и домохозяйки заговорили на своем, который при ближайшем рассмотрении оказался обычным американским матерным. Дотошными любителями статистики подсчитано, что слово "фак" и его производные вылетают из уст персонажей всего 3539 раз. На каждом сопраносовском форуме в возмущенном треде "Почему в Сопранос так много матерятся?" найдется постинг вроде: "Пардон мадам, но у нас в Ню-Джёси все так говорят.."

Помимо всего, Сопранос является еще и своеобразной кино-энциклопедией Америки начала 2000-ых, пропустив через себя все важные вехи и веяния того времени. Быть знакомым с этим эпосом - важно и необходимо для любого приличного человека, включая коммунистов и беспартийных.

Что делать, если Сопранос еще не просмотрен? Есть только единственный приемлемый выход из этой шокирующей ситуации, а именно - немедленно достать все шесть сезонов и запастись свободными вечерами на ближайшие пару недель. Можно много говорить о достоинствах и недостатках переводов, однако лучше оригинала не придумаешь. Если английский не блещет - качайте субтитры и вдоволь наслаждайтесь сочнейшим языком. Разумеется, в самом крайнем случае сойдет и русский дубляж, но помните, что при просмотре Сопранос на русском языке эффективность воздействия сериала на организм снижается как минимум на треть.

 

Егор Фаддеев, по специальному заказу сайта SerialMonster.Ru 

 

Сценарий: 5
Картинка: 5
Общая оценка: 5+



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

#1 написал: natalie (12 октября 2013 13:33) Группа: Гости | Регистрация: -- | ICQ:

Privet! Skagite, pochemu tak redko obnovlyaetsya sayt! Ved avtor statey neprevzoydenniy master slova!!!

#2 написал: admin (17 октября 2013 20:16) Группа: Администраторы | Регистрация: 14.01.2011 | ICQ:

natalie,

Привет! спасибо огромное! Все авторы работают на основной работе, а здесь подрабатывают :) поэтому обновляемся неравномерно. Когда сайт раскрутится, будет много денежек и будем делать обзоры часто и помногу )


Пожалуйста, перед тем, как опубликовать комментарий, проверьте вашу орфографию.
Будьте внимательны, что комментарии нарушающие правила сайта будут удаляться, а авторы наказываться.
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код



«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Ваш любимый сериал

Длинный и про жизнь
С кровищей и с сэксом
Про врачей и больницы
Чтоб про любовь!
Главное чтоб поржать!
Чтоб страшно было!
Лучший сериал - английский
Средневековая фэнтези
Про сверхестественное
Про полицию и экспертов
Сериалы - для теток с рынка..